Увлечение «шоппингом» может перейти в манию

Как много вокруг нас красивых вещей! Красочные витрины магазинов манят взоры потенциальных покупателей, рекламные ролики рассказывают о необычных, неповторимых свойствах той или иной продукции. А модные журналы представляют «шоппинг» как увлекательное занятие, способствующее поднятию настроения, формированию уверенности в себе, как некий современный вид спорта (сравните — боулинг, шейпинг, шоппинг...).

Однако у некоторых людей увлечение «шоппингом» превращается в настоящую манию. Психиатры называют болезненную страсть к приобретению разных вещей ониоманией. Ониомания — это навязчивое влечение делать покупки, не сообразуясь с необходимостью и не думая о последствиях. Статистика показывает, что в 90 процентах случаев ониоманией страдают женщины.
Люди, склонные к бесцельной трате денег, находившие удовольствие в самом процессе покупки, присутствовали в любом обществе, где существовала торговля. Увы, нынешнее общество потребления как никогда способствует развитию этой склонности — таких масштабов этой зависимости мир еще не знал! Только в США ониоманов насчитывается около 15 миллионов, еще 55 миллионов находятся на грани этой зависимости. В Англии от двух до десяти процентов взрослых страдают навязчивой тягой, к шоппингу — это около 700 тысяч человек. В Германии насчитывается около 5 процентов ониоманов, а 20 процентов жителей ФРГ не всегда могут удержаться от покупки приглянувшегося им товара в витрине магазина. У женщин эта зависимость проявляется в десять раз чаще, чем у мужчин (данные Штутгартского университета Хоэнхайм).
Причем страстью к покупкам страдают не только люди из обеспеченных слоев общества — процент ониоманов прогрессивно растет и среди жителей Эстонии, несмотря на то, что их зарплата в шесть раз ниже, чем у жителей стран Евросоюза. В некоторых странах уже создаются общества «анонимных должников» — по аналогии с обществом анонимных алкоголиков.
Что же позволяет специалистам ставить ониоманию в один ряд с такими зависимостями, как алкоголь и наркотики?
Во–первых, были проведены исследования, доказавшие, что в момент совершения покупки такой человек не владеет собой. При помощи магнитно–резонансной томографии ученые исследовали электрическую активность в коре головного мозга у женщин, страдающих ониоманией. Оказалось, что в преддверии покупки у них резко повышается возбуждение в отделах, отвечающих за приятные ощущения и положительные эмоции. А вот способность к рациональному мышлению снижается или исчезает полностью. Подобные изменения наблюдаются в коре головного мозга у людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью перед принятием очередной дозы.
Во–вторых, как и в случаях с другими зависимостями, ониоманам приходится сталкиваться с последствиями своей зависимости — это касается как их здоровья, так и отношений с окружающими людьми. После совершения очередной ненужной покупки к человеку приходит осознание того, что деньги потрачены бесцельно. Почти неизбежно он сталкивается с неодобрением близких, возникают семейные конфликты, нередко приводящие к разрыву отношений, разводам. Человек, страдающий ониоманией, рано или поздно увязает в долгах (каким бы высоким ни был уровень доходов — чем больше денег, тем дороже стоят его прихоти). Все это приводит к развитию заболеваний. Ониоманы часто страдают от болезней сердечно–сосудистой системы (повышение давления, нарушения ритма сердца, дистонии), нервными и психическими расстройствами (депрессии, неврозы, нарушения сна, агрессии), а пребывание в хроническом состоянии стресса снижает иммунитет.
В–третьих, для ониомании, как и для других зависимостей, характерно возникновение порочного круга — бесцельные покупки провоцируют чувство вины, которое человек стремится заглушить, совершая очередные покупки. Все это позволяет специалистам считать ониоманию формой так называемого аддиктивного поведения, то есть стремления решать свои личностные проблемы путем ухода от реальной жизни.
Широкому распространению ониомании способствует характер рекламы. Одна из целей рекламистов — это создание иллюзии того, что, приобретя рекламируемый товар (шоколадку, зубную щетку, колготки, машину — стиральную или автомобиль — не важно, что именно!), вы решите свои насущные проблемы, станете успешнее, значительнее, любимее. Именно этот мотив движет людьми, страдающими ониоманией при покупке тех или иных вещей, равно как и иллюзия минутного «могущества», возможность ощутить причастность к более высокому социальному слою при покупке дорогостоящих товаров (не важно, что реально это не по карману). Можно сказать, что общество, сплошь состоящее из ониоманов, — это мечта большинства фирм–производителей. Поэтому нам, как потребителям, при совершении покупок необходимо сохранять здравый смысл, не поддаваться эмоциям.
Тяжелые, длительно существующие случаи ониомании требуют коррекции и лечения у специалистов, также как и другие случаи зависимости. Но человек, который замечает у себя первые признаки этого заболевания, может справиться с ним самостоятельно.
Все начинается с осознания. Акт очередной покупки не может удовлетворить наши истинные потребности — нужно подобрать здоровую альтернативу, которая их действительно удовлетворит. Ведь наш успех, яркость и неповторимость нашей индивидуальности зависят только от нас, а не от того, купили мы что–то или нет.
Важно продумать свой жизненный график, наполнить его различными занятиями, чтобы не оставалось времени на хандру, самобичевание, на выращивание чувства неудовлетворенности собой. Активный отдых, творчество, общение с интересными людьми, наслаждение природой, богатая духовная, интеллектуальная и культурная жизнь помогут справиться с зависимостью. И жить не иллюзорной, а реальной полноценной и счастливой жизнью.

Вероника КЛИМОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.