Будут ли наши дети читать?

Специалисты с тревогой говорят о «кризисе детского чтения». Одна из проблем, с которой родители обращаются к психологам, связана с нежеланием детей читать. Заставить читать нельзя. Научить уважению к книге — можно. Приступать к процессу «научения» не мешало бы с самого рождения.

Бородатый анекдот про милиционера, которому не стали дарить книгу, потому что книга у него уже есть, хорошо ложится на сегодняшнюю ситуацию. Десятилетняя Катя советуется с мамой:
— Витя пригласил меня на день рождения. Что ему подарить?
— Подари книжку! — мама кивает на полки, набитые ста-
рыми и новыми книгами.
— Мама! — возмущенно перебивает ребенок. — Ты что, не понимаешь? Витя не любит читать! Он обидится на такой подарок! Ему нужен диск!
Сегодня по многим параметрам мы догоняем продвинутый запад, книгу вытесняют достижения технического прогресса. Интерес к ним возникает у ребенка помимо участия родителей. Для него, по уши погруженного в паутину компьютерных игр или одномерный мир телепузиков, книга — неподъемный груз.
В среднестатистической семье ящик не выключают с утра до вечера. Насаждается культ потребления, идет оболванивание рекламой, сериалами, ток–шоу, «Фабриками». Если родители твердо решили заложить в ребенке интеллектуальную основу, то им придется пойти на серьезные жертвы — отказаться от ненаглядного экрана. Чтобы научить отпрыска трудиться над книгой, неплохо бы потрудиться самому над его воспитанием как личности.
— На чтение хороших, умных книг надо тратить интеллектуальные усилия, — констатирует психолог центра «Ника» Елена Афанасьева. — Телевидение их не требует. Оно напоминает игрушку для идиотов. Все предлагается уже в готовом виде: готовые картинки, готовые слова, тупой смех за кадром. Большинство передач сделаны по принципу манной каши, которую даже жевать не нужно. Постепенно атрофируется способность размышлять. Управлять такими людьми гораздо легче.
Хорошо бы не забывать слова педагога Алексея Кушнера, автора концепции «природосообразная педагогика», что чтение — «базовое, ключевое умение всего образования. Этот главный навык... предопределяет успешность обучения на всех последующих ступенях и вообще интеллектуальные перспективы человека». В школе «Диалог», где учится девочка Катя, учитель с самого первого класса погружает детей в атмосферу восприятия художественного текста. Он предлагает приносить с собой любимые книги. Каждый урок, построенный на внутренней заинтересованности ребенка, начинается с неторопливого чтения про себя. Читают Волкова, Успенского, Носова, Маршака, Чуковского, Киплинга, местных авторов — Магалифа и Белоусова. Ну и, разумеется, модного Гарри Поттера. По нему фанатеет и тот, кто ценит Бианки и Сетона–Томпсона — и тот, кого «Приключениями Печенюшкина» не соблазнишь. Психолог Елена Афанасьева считает, что из–за повальной помешанности на Джоан Роулинг в колокола бить не стоит.
— Гарри Поттер восполняет дефицит в мифологичности, — объясняет она. — Каждый ребенок в своем развитии проходит такой этап. Ему свойственно задаваться вопросами, как устроен мир, что такое добро и зло. Ответы на них дают сказки — в форме, которую ребенок готов воспринять. Затем приходит черед «Гарри Поттера». Это книга с насыщенным сюжетом, населенная многочисленными персонажами, а главный герой — ровесник читателей, они себя идентифицируют с ним.
А потом приходит черед других книг. Или... не приходит. Жизнь так информационно насыщена, что даже у самых «благополучных» старшеклассников не остается времени на вдумчивое чтение. Книга воспринимается не как духовный источник, но как источник информации, причем, на фоне электронных технологий, не самый удобный. Классический образ книгочея не встраивается в плотный ритм жизни. Успеть бы пробежаться по классическим текстам, чтобы прилично сдать экзамен по литературе...
— Мои ученики заявляют, что Толстой сегодня не актуален. Жалко на него время тратить, — говорит учитель литературы старших классов частной школы «Начало» Ольга Танич. — Я спорю, что это основа, на которой стоит современная литература. Не было бы классиков — не было бы и Пелевина, которым ребята зачитываются. А одна десятиклассница заявила: «Не буду читать! Не хочу думать о проблемах!». Стараюсь убедить, что без книг она не состоится как личность. Что литература — тот источник, из которого всю жизнь мы пьем, утоляем жажду и наслаждаемся.
В ХХI веке трудно представить героиню повести Людмилы Улицкой «Сонечка», которая погрузилась в чтение, отгородившись литературой от реальной жизни. Но есть повести печальнее на свете...

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.