Пишите, Луша, пишите!

Авторшам с несерьезными именами — Кате Метелице и Тате Олейник — очень подходит публиковать дневники. Следуя литературной моде, поспевая за конъюнктурой, столичные издательства «Этерна» и «Росмэн» одновременно выпустили незамысловатые откровения наших современниц — «Дневник Луизы Ложкиной» и «Моя сладкая Эм». Все это весьма востребовано у школьниц и пэтэушниц.s

Если Гарри Поттер покоряет сердца планеты, то в России вскоре появляется его полуклон Таня Гроттер. Вот и Бриджит Джонс дала жизнь десяткам писучих девиц. Однако автор импортного бестселлера Хелен Филдинг — вовсе не основоположница дневникового жанра, просто она сообразила, что именно будет востребовано сегодня. В советские времена школьники зачитывались «Дневником Кости Рябцева», например, или «Дневником Коли Синицина», а то и «Тайным сигналом барабанщика». Авторами выступали представители сильной половины (Николай Огнев, Николай Носов, Анатолий Алексин), героями их повестей становились, понятно, мальчики, дискриминация девочек была налицо. В век воинствующего феминизма Катя с Татой покончили с вопиющей несправедливостью. Но их дневниковые новинки имеют к литературе отношение такое же, как и журналистика. Авторши — представительницы второй древнейшей, ведут модные колонки в прессе; Хелен Филдинг, естественно, тоже. А вот к педагогике имеют отношение, видимо, больше, так как приобщают к чтению не совсем развитых особей, которым серьезные книги не по зубам. Вторая половина «Моей сладкой Эм» состоит из пустых, по–тетрадному разлинованных страниц, так что татина аудитория обучается еще и писать.
Почему–то принято считать, что жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. Даже в мелочах. В самом деле? Тогда было бы ни к чему ее художественное переосмысление. В дневниках такового не просматривается. Заурядные особы с утра до вечера рефлексируют относительно всякой ерунды вместо того чтобы задуматься о вечном, поразмыслить о мировой, так сказать, революции. Видимо, обыденность их жизни — такой, «как у всех» — должна привлечь массы читательниц, подобных среднестатистическим «бриджиткам».
Почему–то принято считать, что жуть как интересно читать чужие дневники. В самом деле? А ведь их пишут не только потому, что невозможно доверить посторонним лицам свои откровения. Просто никто не удосуживается все это выслушивать в таком объеме. А бумага все стерпит. Про себя, любимую, только авторша может перечитывать бесконечно. Но как–то нужно увлечь других! Читать легко в силу доступности и непринужденности слога. Ну и к тому же приятно думать, что ты тоже сможешь так написать. Ну а почему нет?
Авторши наделяют свое alter ego самоиронией, свидетельствующей, что девушки совсем даже не дуры. Они изъясняются на экспрессивном молодежном сленге, а вовсе не канцеляризмами, желчно говорят о себе в третьем лице, тяготеют к издевательски–восторженным эпитетам, абсолютно не соответствующим ситуации. Луша высмеивает в себе ночные приступы аппетита, странно, что не рифмует себя с клушей, а Эмма подвергает критическому обзору свою внешность, ничего привлекательного в ней не обнаруживая, кроме ногтей на мизинцах, и трагически восклицает: «Ну и как с этим жить?!» Катя (Луша) и Тата (Эмма) отлично владеют юмором, понимая, что без него, как в вампиловской «Утиной охоте», «жизнь, в сущности, проиграна». Поэтому их обаянию не мешают многочисленные недостатки.
Девушки с элегантными именами и неэлегантными поступками по жизни растяпы, совершенно непрактичные особы, зато искренние и добрые. Они очень похожи, хотя Луша постарше и является матерью–одиночкой, а Эмма только стоит на пороге совершеннолетия и долгожданной потери девственности. Быть может, успешные журналистки создали новый образ современницы. Которая, вопреки требованиям времени, вовсе не обязана быть стервой. Тем более дневник стервы уже и без того написан.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.