Мобила для... дебила?

Количество претензий новосибирцев на низкое качество мобильных телефонов постоянно растет. Если в первом квартале прошлого года с жалобами на недостатки мобильных телефонов в городской комитет по защите прав потребителей обратилось свыше семисот новосибирцев, то в этом году — уже 948. Рост обращений специалисты связывают, в первую очередь, с увеличением количества реализуемых телефонов и торговых предприятий, занимающихся продажей телефонов. А во–вторых, с нежеланием торговых организаций конструктивно работать с покупателями.

О проблемах потребительского рынка по реализации средств мобильной связи речь шла на заседании совета по взаимодействию с органами по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и общественными объединениями потребителей. В работе совета также участвовали заместители глав администраций районов, начальники отделов торговли и защиты прав потребителей, руководители торговых предприятий, реализующих мобильные телефоны, а также руководители сервисных центров, занимающихся обслуживанием и ремонтом средств мобильной связи.
Участники совещания констатировали: качество мобильных телефонов, как, впрочем, и качество обслуживания потребителей на рынке средств мобильной связи остается одним из наиболее острых вопросов.
Проверки, проведенные территориальным управлением Роспотребнадзора, свидетельствуют о многочисленных нарушениях как в торговой сети, так и в сервисных центрах. Не редкость, когда в магазинах отсутствует полная и достоверная информация о продаваемых товарах, в частности, техническая характеристика изделия. Покупатель, приобретая мобильный телефон, не знает, например, что он произведен не в Германии, а в Китае. Горожан не желают извещать и о том, подержанный они товар приобретают или новый. А в некоторых торговых точках бэушные телефоны выдают за новые! В каждом пятом проверенном торговом предприятии гарантийные талоны были «составлены» в пользу продавцов, а не потребителей. Невысока и культура самих потребителей — к сожалению, они часто не знают своих прав.
Между тем, многие отказы в удовлетворении просьб покупателей не имеют под собой никакой юридической основы. Сам факт обращения в органы по защите прав потребителей говорит о том, что человек не смог самостоятельно решить проблему в организации, продавшей ему товар. Но даже если покупателя выслушали, ему навязывают ремонт телефона, что, считают специалисты, тоже неправомерно.
Отказы мотивируют тем, что сотовые телефоны относятся к разряду дорогостоящей техники или что сотовый телефон является технически сложным товаром, а потому потребитель может воспользоваться бесплатно услугами организаций, занимающихся ремонтом и техническим обслуживанием сотовых телефонов.
Насколько это обоснованно? Специалисты по защите прав потребителей советуют внимательнее читать Закон «О защите прав потребителей». Мобильные телефоны не входят в перечень технически сложных товаров, а ссылка на то, что они относятся к группе дорогостоящих товаров, несостоятельна по той причине, что такого перечня вообще не существует. Поэтому, согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» покупатель вправе требовать замены товара в случае обнаружения в нем существенных недостатков или расторжения договора купли–продажи с возвратом ранее уплаченных средств. Причем продавец не вправе удерживать из этих средств сумму, на которую понизилась стоимость из–за полного или частичного использования товара. Выбор между ремонтом товара, его заменой или возвратом денег делает сам покупатель.
Представители торговых предприятий и сервисных служб считают, что закон надо менять. По их мнению, сотовые телефоны изначально стоило отнести к технически сложным товарам. Тем более, что с появлением каждой новой модели техника все усложняется, добавляются новые функции, растет цена.
Среди предприятий, по которым на сегодняшний день выявлено наибольшее количество жалоб новосибирцев — мобильный рынок «Солнечный», ООО «Центр сотовой связи Новосибирск», ООО «Телесота», ЗАО «ССС–900», ЧП Петрушан О.И., «Мобильный мир РТ», ряд индивидуальных предпринимателей. Особенно много претензий у потребителей к торговому дому «Центральный», который решено включить в отдельную проверку.
Еще один трудно решаемый вопрос — отказ потребителю в предоставлении ему безвозмездно аналогичного товара на период ремонта или замены. Такой отказ противозаконен, говорят специалисты. Торговые организации обязаны в трехдневный срок безвозмездно предоставить на период ремонта аналогичный товар.
Однако у руководителей торговых организаций нет особого желания решать возникающие проблемы с покупателями, считают в комитете по защите прав потребителей. Покупателям остается обращаться в суд. В прошлом году с исками в суд обратились 32 горожанина. За первый квартал этого года — уже 18. Законодательство, как правило, всегда на стороне потребителя.

Трубка с богатым прошлым

Мобильный телефон, как известно, уже давно не роскошь, а норма жизни. Уже как–то не верится, что раньше нельзя было позвонить из магазина и уточнить, какой именно жирности молоко брать? Да мало ли чего! Тем более, что услуги операторов сотовой связи становятся все дешевле и качественнее, что, разумеется, не может не сказаться на нашем желании «быть на связи». Так что основная статья расходов — это, пожалуй, собственно сам сотовый телефон.

Себе дороже?

Самые новенькие модели из разряда дешевых стоят в районе полутора тысяч (плюс–минус две–три сотни). Они вполне функциональны, но, сами понимаете, если хочется чего–то покруче, то этого мало. На новую имиджевую или просто более технически «навороченную» модель (от шести тысяч и выше) деньги есть не у всех, поэтому взор волей–неволей останавливается на телефонах, бывших в употреблении, далее по тексту — б/у. Однако это вполне экономное на первый взгляд решение может иметь крайне невыгодные последствия.
Для большинства б/у–телефонов севшие аккумуляторы, которые разряжаются буквально через несколько часов работы или вообще за пару звонков — это вполне нормальное явление. Ставить новый аккумулятор порой дороже, чем купить новый телефон. А еще у телефонов со стажем начинают западать кнопки, а сам корпус может просто развалиться на части, стоит только вынуть телефон из чехла. На такие телефоны гарантии, сами понимаете, никто не дает.
Впрочем, многие б/у–телефоны ведут себя более чем прилично. К тому же, специально покупать такой мобильник под одну вполне определенную функцию порой оказывается весьма удобно. Например, его можно использовать в качестве GPRS–модема или в качестве «рации» летом на даче. Подключил его к заряднику, и какая разница, сколько там осталось жить аккумуляторам.

Не виноватые мы, он сам принес!

При покупке «бэушной» трубки не менее серьезный вопрос — это возможное криминальное прошлое мобильника. Так, если покупатель был в курсе, что приобретает ворованный телефон, ему придется проходить по делу в качестве скупщика краденого (статья 175 УК РФ «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем»). Скупка краденого не является преступлением лишь в том случае, если покупатель действительно не знал, что за кота в мешке он приобретает. Однако данный факт устанавливается/доказывается лишь в результате следствия.
Если покупатель не знал, что приобретает краденое, а его этим фактом осчастливили, то он может подать гражданский иск на человека или организацию, продавших ему краденый мобильник. А вот если каким–то образом вы опознали на витрине свой родной украденный телефон (допустим, вот по этим потертостям или сколам вашего же авторства), то этот мобильник милиция может изъять из продажи, сверить индивидуальный номер трубки и, если это действительно ваш телефон, вернуть его вам. Правда, только в том случае, если по факту кражи возбуждено уголовное дело.
Телефоны, по которым можно анонимно сообщить о скупке или продаже краденых сотовых телефонов: круглосуточные телефоны дежурной части УВД г. Новосибирска — 2167–088, 21–11–061; общественная приемная ГУВД — 21–11–185 (с 10–00 до 18–00).

Не расстанусь с телефоном

Не рекомендуется носить трубку на поясном ремне, в заднем кармане брюк, в наружных карманах верхней одежды, в сумке (особенно если она небольшая).
Не стоит экономить на покупке шнурка для ношения трубки на шее — у него должен быть очень качественный карабин.
Чехлы для мобильников в виде розовых зайцев и прочей плюшевой фауны, это, конечно, мило и симпатично, но вырвать такой чехол легче легкого.
В общественном транспорте лучше не выпускать телефон из рук.
Вариант для прохладной погоды: носить сотовый на шее, но прятать в рукав или подмышку пиджака, куртки или плаща.
Детям лучше покупать или отдавать старые, «немодные» модели телефонов — так больше шансов, что мобильник не заинтересует школьных хулиганов.
Разговор по мобильному в малолюдном и темном месте отложите до лучших времен, не рискуйте понапрасну, демонстрируя свой телефон.
Опять же, в подобных ситуациях (и в транспорте) старайтесь переводить телефон в режим вибрации, дабы не привлекать к нему излишнего внимания.
Если вы выложили мобильник на стол в ресторане или кафе, не оставляйте его надолго — велика вероятность того, что вы его просто забудете.

Если его украли...

Немедленно позвоните в справочную вашего сотового оператора и попросите заблокировать ваш номер телефона. Так вы можете хотя бы спасти информацию с вашей SIM–карты от похитителей телефона.
Обратитесь в милицию. Чем меньше времени проходит с момента сообщения о краже или грабеже, тем больше вероятность задержать преступника.
Напишите заявление в районном отделе УВД, на основании которого будет заведено уголовное дело (это также способствует оперативности поисков вашего телефона и, в случае чего, облегчает возврат его законному владельцу).

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.