Беднеет и лес, и казна...

Как грамотно бороться с зооконтрабандой — этому был посвящен первый тренинг–семинар для таможенников сибирского и дальневосточного федеральных округов, прошедший на прошлой неделе в Новосибирске. В дальнейшем планируется и практическое — командировочное — обучение.

За последние 2 года оборот от незаконной торговли видами дикой флоры, фауны и их дериватами (частями) опередил контрабанду оружием.
В значительной мере это стало возможным из–за недостаточной осведомленности сотрудников таможни в биологической сфере. Сотрудники, не имея специального образования, не в состоянии определить ценность перевозимого груза, если ни разу не сталкивались с ним ранее. Хорошая маскировка тоже играет свою роль — подобную продукцию, как показывает опыт Дальневосточного таможенного управления, легко утаить в багаже. Не обходится и без коррупции внутри таможенной структуры.
Наша страна обладает массой необычайно ценных с коммерческой точки зрения видов животных, часть из которых невозможно встретить в других уголках планеты. С открытием «железного занавеса» вместе с границей открылись и пути к свободному перемещению контрабанды. В результате, например, в Алтае–Саянском регионе за один только год (с 1999 по 2000) было уничтожено около 20000 самцов кабарги — из–за мускуса, пользующегося огромным спросом в традиционной китайской медицине. На браконьерство в России приходится 80% всей добытой кабарги. К нещадной бойне привел и спрос на медвежью желчь в середине 90–х — трупы животных просто бросали, вырезая лишь желчный пузырь... Кабарга и бурый медведь, еще недавно считавшиеся фоновым, обычным видом в России, сегодня близки к полному исчезновению.
50 тысяч долларов — такова максимальная цена на редких соколов на арабском рынке. В год из России вывозится 600–650 особей этих хищных птиц. По оценкам английских специалистов, 30–50% ежегодного приплода во всей мировой популяции соколов–балабанов уходит на нелегальные арабские рынки. А из 4,8 миллиардов долларов ежегодного нелегального вывоза морепродуктов с Дальнего Востока полмиллиарда хватило бы, по меткому замечанию координатора проектов «TRAFFIC» Всемирного фонда дикой природы Алексея Вaйсмана, на выплату зарплаты учителям, врачам и на решение проблем с теплом в Корякии, где «уголь в этом году чуть ли не лопатами делили между котельными».
Вопрос о судьбе животных встает и в связи с определением их после таможенного изъятия. Зоопарк не всегда в состоянии держать непрошенных гостей, да еще и проводить над ними инфекционный контроль — денег не хватает. За неимением специальных центров спасения животных таможенникам, как сетует начальник отдела оперативной таможни Дальневосточного таможенного управления Сергей Ляпустин, действительно приходится ломать голову. Ситуация с легкостью разрешается лишь в том случае, если ареал обитания животных сопоставим с зоной деятельности сотрудников таможенного управления — тогда бедолаг просто отпускают на волю.
Необходимость предпринять конкретные меры для борьбы с браконьерами и нелегальными торговцами сегодня разрешается рядом проектов. На Дальнем Востоке, например, запущен проект по натаскиванию поисковых собак. С их помощью были обнаружены дериваты медведей, барсуков, кабарги. Однако главная надежда и задача возложена непосредственно на сотрудников Сибирской и Дальневосточной таможен — в связи с пограничным расположением их регионов.

Яна ДОЛЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.