Искусство спорить долго и счастливо

«Как сделать мультики интересными?» — на эту тему рассуждали участники фестиваля «Жар–птица». Чтобы это понять, нужно было посмотреть около 60 фильмов от 11 делегаций из Норильска, Пензы, Ярославля, Кемерова, Бердска, Новосибирска и области.

«Наша шорская царевна», — говорили о шестилетней Тайане Уртягешевой из Мысков. Вместе с папой Николаем и мультипликационной студией «Огонек» она дебютировала на фестивале с фильмом «Двое охотников». Но даже не улыбнулась, когда выходила на сцену за дипломом. А самому младшему участнику фестиваля Тасе Жижиной не исполнилось еще и года. Вместе с мамой Тоней — педагогом студии «Поиск», папой Славой, сестричками Любой и Соней она прилежно смотрела мультики и, судя по одухотворенной мордашке, обдумывала сюжет своего будущего шедевра. Директор «Поиска» Петр Анофриков считает: чем раньше ребенка приведут (принесут) в студию, тем лучше для отечественной анимации.
Мудрено ли, что автором хита, прогремевшего на весь фестиваль, стал трехлетний Даня Иткин. 30 детей–участников из 45, заполнивших фестивальные анкеты, на вопрос о самом полюбившемся мультфильме назвали «Лису и петуха». Автор, едва научившийся выговаривать слова, рассуждает: «Лиса была рогатая. Ведь могут у лисы быть рога? Конечно могут, конечно!» Эту интонацию не скопировать ни одному артисту! Лукавым, радостным голоском автор рассказывает о конфликте обладателей неравноценных избушек — ледяной и лубяной. Завершается трехминутная история оптимистично: «Так спорили они долго и счастливо».
Перл Дани Иткина кто только ни цитировал, в конце концов предложили создать книгу крылатых выражений фестиваля. «Взрослым так не снять», — обычная оценка детских мультфильмов. «Мы обременены правилами и сомнениями. А дети воспринимают мир непосредственно, в его целостности», — считает гость фестиваля, маститый аниматор, автор «Антошки» Леонид Носырев:
«Ехал римлян в колеснице со стрелою в пояснице». Кем написано это стихотворение: взрослым для взрослого, взрослым для ребенка или ребенком? Такой, казалось бы простой вопрос вызвал замешательство аудитории. Его спровоцировал гость фестиваля, редактор журнала «Искусство в школе» Александр Мелик–Пашиев на творческой встрече с лагерными вожатыми — студентами худграфа. Ну, конечно же, это сочинил ребенок, написав так, как ему удобнее. Взрослый немедленно исправил бы: не «римлян», а римлянин.
А дальше Александр Александрович рассказал, почему в его журнале появилась рубрика о мультипликации: «По воздействию на душу ребенка ничто не может сравниться с экраном, поэтому кино должно стать частью массового образования». Конечно, не все студийцы вырастут в профессиональных мультипликаторов. Но в идеале художественным творчеством должны заниматься все дети. Потому что, объясняет будущим педагогам, а ныне лагерным вожатым Александр Мелик–Пашиев, собственный творческий опыт так же необходим, как и эстетический, нравственный, мыслительный. Только тогда человек, повзрослев, сможет встать на позицию другого художника, понять суть его произведений.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.