Бедная Варя

Столичный критик Вячеслав Курицын организовал «прибежище хорошей литературы» — проект «Неформат».

В серии под таким названием издаются книги, не вписывающиеся в общепринятые стандарты жанров. Вышедший в ней мелодраматический триллер Алексея Варламова «11 сентября» попал в шорт–лист Букеровской премии–2004.
11 сентября неизменно ассоциируется у нас с разрушенным торговым центром в Нью–Йорке, но Алексей Варламов как профессиональный нумеролог находит новые подтверждения трагичности этой даты: 11 сентября отрубили голову Иоанну Предтече, Пиночет взял власть в Чили, Варя лишилась девственности. Так сказано в аннотации. При чем здесь простая московская школьница Варя? В романе настойчиво проводится мысль, что судьба отдельно взятой личности неотделима от того, что происходит в мире, и прямо от этого зависима.
Среди серийных (чтобы не сказать сериальных) убийств девушка с простым русским именем не может найти свою любовь, да и уже неспособна на нее. Мир отторгает ее, выталкивает на обочину жизни. Применяя в отношении своих героев разнообразный номинационный ряд, Варламов тем не менее то и дело ласково называет Варю девочкой. Любит, наверное, жалеет. Она не только красавица, но и цельная личность с гаммой разнообразнейших переживаний. Обычно у дамочек с такой ранимой психикой очень быстро едет крыша. «Она ничего не соображала, шла напролом, ее окликали, над ней смеялись, показывали пальцем, бросали вслед удушливые ругательства, улюлюкали и свистели» — и так всю дорогу. Бедная Варя! Что с нею будет? Все эти псевдопереживания в упаковке мелодрамы настойчиво претендуют, но как–то не дотягивают до «истории души человеческой», которая интереснее жизни целого народа, даже если народ этот беспрестанно воюет в экзотической стране Чили, а другой народ аршином общим не измерить.
Начало книги напоминает хороший женский роман, но это приманка для милых дам. Роман почти что мужской. «Кровавая мистерия» — приманка для сильного пола, который любит революции, войны, стрельбу, погони, чего в «11 сентября» выше крыши. Нет там только мудрой Лисистраты. Помнится, эпопею «зеркала русской революции» школьники читали избирательно: девочки выискивали страницы про любовь Наташи Ростовой и князя Андрея, а мальчики предпочитали войну с французами. У Варламова не так–то просто отделить одно от другого. Международный террорист Анхель Ленин, выдающийся паралингвист Бенедиктов, преподаватель русского языка Елена, ее дочь Варя, рижские школьники и московские бунтари, чилийские революционеры и псковские заготовители ягод оказываются переплетены в гордиев узел. Сюжет скачет галопом по Европам. И от этого укрепляется впечатление, что остросоциальный роман скроен из политических статей какого–нибудь «Московского комсомольца». Будто бы их отредактировали да и пустили под общей обложкой. Ну да, под грифом «Неформат» сказано: «Хорошие книги под редакцией Вячеслава Курицына». Ого! Это весьма известное имя в литературных кругах. Еще бы и анонс подредактировать, а то как–то претенциозно, как–то, знаете, пафосно: «В огненной и кровавой мистерии на подмостках трех континентов». Вот и не знаешь, плакать над этим или смеяться...

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.