Страна, где разбиваются сердца

В настоящее время ученые всего мира пришли к мнению, что одним из основных факторов развития сердечно–сосудистых заболеваний, в частности инфаркта миокарда, являются психосоциальные факторы. Но первыми об этом заявили ученые из Новосибирска.

— С 1977 года мы ведем регистр заболеваемости острым инфарктом миокарда в рамках программы Всемирной организации здравоохранения, — рассказывает заведующий лабораторией эпидемиологии сердечно–сосудистой заболеваемости в Сибири доктор медицинских наук, профессор Валерий Васильевича Гафаров. — В Новосибирске остался единственный в Сибири ВОЗовский центр, который работает до сих пор. Благодаря этому мы знаем, какова нынешняя эпидемиологическая обстановка по сердечно–сосудистой заболеваемости в Новосибирске. К сожалению, она неудовлетворительная. Заболеваемость инфарктом миокарда в городе по–прежнему остается одной из самых высоких в мире.
— Значит, сибиряки нерационально питаются, имеют лишний вес, мало двигаются, страдают от повышенного артериального давления?
— Еще недавно главными причинами высокой заболеваемости инфарктом миокарда считались гиперхолестеринемия (то есть повышенное содержание холестерина в крови), атеросклероз, излишняя масса тела, артериальная гипертензия, малоподвижный образ жизни, курение. О психосоциальных факторах если и говорили, то вскользь, ибо еще не проводились исследования, результаты которых подтвердили бы это. Мы первыми показали, что именно психологический стресс имеет первостепенное значение в развитии сердечно–сосудистых заболеваний, особенно ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда.
Мы изучили, как изменялась заболеваемость и смертность от инфаркта миокарда в Новосибирске за все эти годы, и увидели, что наиболее высокой она была в 1989, 1994 и 1998 годах. Стали сопоставлять время и события и оказалось, что в 1989 году началась перестройка. В 1994 году — кризис парламентаризма в России, штурм «Белого дома». 1998 год — обесценивание рубля. Политическая и экономическая нестабильность в стране была особенно острой именно в эти годы, что серьезно сказалось на благосостоянии населения. Огромное количество людей остались без работы, без средств к существованию. Социологи отмечали высокое психоэмоциональное напряжение в обществе, повышенную тревожность, люди были на «срыве». И сердца многих просто не выдерживали.
— Мы знаем, что нерациональное питание приводит к нарушению обменных процессов в организме, гиперхолестеринемии, атеросклерозу, закупорке коронарных сосудов атеросклеротическими бляшками и как следствие — некротическим изменениям в миокарде. Вредные вещества в результате табакокурения способны, как это доказали ученые, повреждать внутреннюю поверхность стенки сосудов, создавая таким образом идеальные условия для развития на этом месте атеросклеротических бляшек. Но каким образом психосоциальный фактор влияет на развитие заболевания?
— Социальная нестабильность, как и любой другой фактор, представляющий опасность для человека, вызывает у него реакцию тревоги, которая мобилизует весь организм. Начинают активно работать гипофиз, гипоталамус, в большом количестве вырабатывается адреналин, норадреналин, поднимается артериальное давление, учащается пульс. Естественным конечным этапам общей мобилизации организма должна стать мышечная реакция. Так бывает в дикой природе. Зверь либо атакует, либо убегает. Но современный человек, беззащитный перед глобальными политическими и экономическими потрясениями, вынужден бездействовать. Он застывает в ожидании. Как следствие — реакция тревоги у него не имеет конечного этапа. У человека развивается хронический стресс, при котором в крови постоянно циркулируют биологически активные вещества. В итоге это приводит к нарушению метаболизма или, проще говоря, нарушению обмена веществ, что является причиной гиперхолестеринемии и атеросклероза.
С другой стороны, постоянный стресс может вызывать длительный спазм сосудов миокарда. Кстати, до 50 процентов случаев инфаркта миокарда происходит именно по этой причине. Коронарные сосуды у больного не поражены атеросклерозом, ишемической болезни сердца нет, и тем не менее на фоне негативных психосоциальных факторов у него развивается спазм сосудов сердца и, как следствие, инфаркт миокарда.
— Насколько я понимаю, сейчас во всем мире доказано, что основная причина инфаркта миокарда — психосоциальная нестабильность.
— Это уже ни у кого не вызывает сомнения. Современные исследования показывают, что от атеросклероза, генетической предрасположенности, лишнего веса, курения и так далее развитие сердечно–сосудистой патологии зависит лишь на 45–50 процентов. А в остальных 50–55 процентах случаев болезнь зависит от психо–социальных и поведенческих факторов. Появилась даже новая дисциплина — поведенческая кардиология.
В настоящее время наша лаборатория (она объединяет сразу несколько научных центров: НИИ терапии СО РАМН, НИИ кардиологии Томского научного центра СО РАМН, Тюменский филиал Томского научного центра, Томский медицинский университет, Якутский научный центр РАМН и Правительства республики САХА) участвует в нескольких международных проектах, которые занимаются углубленной разработкой этой темы. Например, российско–английская программа «Хеппи» предполагает изучить психо–социальные детерминанты, которые способствуют развитию сердечно–сосудистых заболеваний. Только что я вернулся из Лондона, где встречался с английскими специалистами из колледжа эпидемиологии и общественного здоровья Лондонского университета, которые изучают здоровье населения в Восточно–Европейских странах. В этой программе помимо нас принимают участие Чешская республика, Польша, Литва. Совместно с бельгийскими учеными нами начата программа по изучению семейного здоровья. С Институтом сердца и легких США мы проводим работу по изучению влияния так называемых факторов депривации (уровень дохода, социальный статус и так далее) на развитие болезней сердца.
— И кто же, интересно, больше рискует заболеть инфарктом миокарда: бедные или богатые?
— Если ребенок живет в семье, которая стоит на нижних ступенях социальной лестницы, если его родители мало зарабатывает и едва–едва сводят концы с концами, часто выпивают, то, скорее всего, он не получит хорошего образования, рано приобщится к курению, выпивке, когда подрастет, пойдет работать грузчиком или займется другим неквалифицированным трудом. Он даже не будет задумываться о том, что нужно учиться, постараться получить специальность, что курить и пить вредно для здоровья, что необходимо заниматься физкультурой, активно отдыхать и так далее. Среди этих людей (а таких очень много) риск развития сердечно–сосудистой патологии самый высокий.
Представители среднего класса — люди в большинстве своем грамотные. Они знают, что нужно рационально питаться, нельзя злоупотреблять алкоголем, курить, нужно чаще бывать на свежем воздухе. То есть необходимо заботиться о своем здоровье не только потому, что у здоровых людей качество жизни намного выше, чем у больных, но и потому, что у здоровых людей высокая социальная активность. Они нужны обществу. Вот почему так важно вкладывать средства в социальную поддержку, в образование, в так называемый «человеческий капитал». В тех странах, где этому начинают придавать большое значение, здоровье нации сразу улучшается, становится больше социальноактивных людей. И в этой категории людей сердечно–сосудистая заболеваемость ниже.
Ну и, наконец, доказано, что представители высшего класса, крупные руководители, политические деятели и прочие в меньшей степени подвержены сердечно–сосудистой заболеваемости, чем остальные. Здесь учитывается и высокое образование, и высокий доход, и большие возможности в плане здорового отдыха, рационального питания. Правильно питаться, чтобы не заболеть, — дорогое удовольствие. Полноценно отдохнуть — тоже дорого стоит. А чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, каждый день заниматься на тренажерах в фитнес–клубах в удобное для человека время — сколько нужно денег?
Немаловажное значение в низкой заболеваемости «высшего звена» имеет и то, что эти люди наделены властью, которая позволяет им самостоятельно принимать решения. В отличие от людей среднего класса, с которых много требуют, но решений принимать не дают. И это приводит последних к жизненному истощению, депрессии, повышенной тревожности. И, как следствие, сердечно–сосудистой заболеваемости.
— А как же быть с научными работами, в которых показано, что причиной высокой сердечно–сосудистой заболеваемости, смертности населения России является злоупотребление крепкими алкогольными напитками?
— В частности, это утверждал господин Школьников, демограф по специальности. Мы поспорили с ним на страницах всемирно известного научного журнала «LANCET» и доказали ему, что он ошибается. Так, в 1994 году нами было замечено некоторое повышение смертности, вызванное неумеренным потреблением алкоголя. Однако темп его роста не соответствовал темпу роста смертности от инфаркта миокарда. То есть все равно основной причиной смертности населения в 1994 году был инфаркт миокарда, не связанный с потреблением алкоголя.
Потом к этому заключению стали приходить и другие ученые из самых разных стран мира. Но мы были первыми.
— Сейчас всплеска заболеваемости в Новосибирске нет, значит, психо–социальная обстановка более или менее нормализовалась?
— Действительно, резких скачков заболеваемости мы не наблюдаем. Зато смертность растет! Это говорит о том, что опаздывает медицинская помощь, и больные умирают вне стационара. С другой стороны, многие больные, получив в блоке интенсивной помощи и реанимации первую помощь, — представьте себе! — уходят из больницы, потому что им нужно работать, чтобы содержать семью! Врачи же не могут удерживать их силой. А эти больные в большинстве своем погибают.
— Сердечно–сосудистая заболеваемость и смертность от инфаркта миокарда в Новосибирске выше, чем в европейской части страны, в частности в Москве. Чем это можно объяснить? Климат не тот?
— Климатические условия действительно имеют значение в сердечно–сосудистой заболеваемости. Эпидемиологические исследования показали, что заболеваемость инфарктом миокарда в северных районах выше, чем в южных. Так, инфаркт миокарда в Швеции, Норвегии, Дании регистрируется чаще, чем во Франции, Италии, Испании. Однако если сравнивать заболеваемость в Новосибирске и в Москве, то климатический фактор в данном случае не будет иметь большого значения. Новосибирск и Москва — настолько крупные мегаполисы, что уже не важно, в каких климатических поясах они находятся. Важно другое — социальный фактор. Уровень жизни в Москве выше, чем у нас. Москвичи больше зарабатывают, они лучше социально защищены, у них больше возможностей в получении высококачественной медицинской помощи. Поэтому заболеваемость и смертность от сердечно–сосудистых заболеваний у них ниже.
— Как же можно защититься человеку от инфаркта миокарда, если все против него?
— Вести здоровый образ жизни, бороться с гневливостью, которая обладает страшной разрушительной силой, выработать философское отношение ко всему происходящему вокруг. Звучит банально, но именно эти банальные, на первый взгляд, вещи и являются надежной профилактикой сердечно–сосудистых заболеваний.

Дмитрий КОКОУЛИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.