Хоровод из сотни персон
Фольклорные коллективы из Новосибирска «Лад» и «Ростань» были приглашены на юбилейный — Пятый Международный — фестиваль национальных традиций «Мировая деревня», который проходил в августе в поселке Рощино под Санкт–Петербургом. Всего там собралось около 400 участников из России, Латвии, Литвы, Украины, Узбекистана, Тувы.
Этнические фестивали проводятся у нас по всей стране. Так, в Москве проходит «Фольклор без границ», в Кишиневе «Этно–джаз–трио». А на Телецком озере Алтая прижился фестиваль этнических искусств «Живая вода». Но если такие мероприятия привлекают в основном артистов и музыкантов, то в «Мировой деревне» собираются люди, связанные с историей провинции. Ведь предмет их интереса — устное народное творчество, обычаи деревни. «Нас интересует не самодеятельность, не «развесистая клюква», а подлинная народная традиция», — подчеркивает директор фестиваля Татьяна Вершинина. «Причастность к мировой семье народов» журналисты заметили уже на первом фестивале «Мировая деревня». «Культурное наследие сохраняет не город с его агрессивной средой, а деревня, провинция», — убеждена идеолог и директор фестиваля Татьяна Вершинина. Прожив в провинции, а именно в Новосибирске, 17 лет, она вернулась в родной Питер. На канале «Культура» стала вести цикл передач «Письма из провинции». Тогда и возникла идея фольклорного фестиваля, который проходил бы в условиях ландшафтной среды и показал, как она задумывала, «людей, сохраняющих чистоту, самобытность, единство с природой». Поселок Рощино, где прошло детство Татьяны, словно того и ждал. Уютно пристроившись на берегу озера, под соснами и дубками, он живет неторопливо, размеренно, городу на пятки не наступает, урбанизацией не страдает. Разводят здесь лошадей, небезызвестный Александр Невзоров (автор «Чистилища», а также цикла телепередач «Лошадиная энциклопедия») держит конный завод, увлекается верховой ездой. Издавна здесь селились бок о бок русские, финны, карелы, шведы, немцы, пока их не разогнал отец народов. Теперь без них не обходится «Мировая деревня». Она родилсь в 2000–м году, на стыке тысячелетий, когда наступление новой эры обострило понимание того, как важно сохранить душу народа. По всему стадиону раскинулась ярмарка ремесел: посуда, бусы, платки, обереги, домовые из разных уголков России. Узбеки варят плов. Тут же пасутся лошади. Затеваются кулачные бои. Узбекский канатоходец Сактай Камилов танцует на высоте 15 метров. Следом карабкается его трехлетний сынишка и повисает вниз головой над остолбеневшей толпой. Этой династии около трехсот лет. Начиная учить детишек ходить, растягивают над полом веревку...
В раскрепощенной ярмарочной атмосфере не смолкают песни. Этих людей не надо просить петь — они поют всегда. С песней ложатся, с песней встают. «Сначала мы пугались, когда из кустов выскакивали мужики с гармошкой, а потом привыкли», — посмеиваются местные девушки. «Вдоль по морю синему», — выводит многоголосье многолюдного хоровода — самого главного действа фестиваля, завершающего праздник на стадионе. Ведет его вице–президент Российского фольклорного союза, основатель новосибирского фольклорного коллектива «Лад» Вячеслав Асанов. Он руководит рисунком хоровода, смыкает и размыкает круг. К действу присоединяются все новые и новые участники. Около ста человек идут по кругу — курсанты, казаки, пахари, девки и бабы в русских сарафанах, рощинская молодежь, ребятишки с бабушками. «Танцем хоровод никогда не был, — излагает свое понимание главной фестивальной традиции Татьяна Вершинина. — Это форма единения людей, которым необходимо чувствовать друг друга. Когда одна рука держится за другую, по кругу передается тепло, оно охватывает всех». Смеркается, и народ перетекает в Дом культуры на вечерку. Там принято пускать по кругу братину — специальную посудину с медовухой. Если тебя позвали в круг, значит, оказали знак особого душевного расположения. Юрий Чирков, руководитель «Братины» — казацкого коллектива из Ленинградской области, хлопает себя по лбу: «А братину–то мы забыли!» Выход найден: на рынке куплен арбуз, из него вырезана сердцевина, в импровизированную лохань налит напиток, праздник входит в зенит. Время за полночь, а народ не расходится. Сейчас еще и купаться пойдут. Ночи в Рощино теплые. Яна КОЛЕСИНСКАЯ
|
технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека |
По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите
администратору. © 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены. |