Гиперактивные дети — медицинский диагноз или поведенческая проблема?

Гиперактивность («активный» — от латинского «activus» —– деятельный, действенный, «гипер» — от греческого «hyper» — над, сверху — указывает на превышение нормы) у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью.

Сегодня участковые педиатры сталкиваются с детской гиперактивностью не так уж редко. Однако родителям не всегда понятно, что происходит с их ребенком, какие последствия несет гиперактивность и каким должен быть образ жизни такого ребенка. Вот что об этом рассказывает Наталья КУРЧЕНКО, врач высшей категории, детский невропатолог «Телефона здоровья» ОЦМП.
— Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития: в 1–2 года, 3 года и 6–7 лет. В 1–2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6–7 лет формируются навыки чтения и письма. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. Существуют и другие классификации.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.
В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция, которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.
Несмотря на то что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гипер-активность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так так синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только пос-ле проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.
В 85% случаев причиной возникновения гиперактивности является патология беременности и родов.
Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают достаточ-но высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке, без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере. Желательно, чтобы в начальных классах он обучался по специальной индивидуальной программе. Если перечисленные выше условия выполняются и ребенок получает соответствующую медикаментозную поддержку, то через 3–4 года большинство таких детей можно переводить в массовую школу. В том же случае, если перечисленные меры не приняты, гиперактивные дети уже в начальных классах испытывают трудности в обучении, а иногда, несмотря на неординарные способности, даже остаются на второй год.
Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей. Врач, наблюдающий за ребенком, конечно же, в первую очередь проводит соответствующее лечение. Другая, не менее важная, функция — разъяснение родителям причин возникновения гиперактивности и разработка индивидуальной программы помощи ребенку. Родители, как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам. Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Ребенок ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.
Таким образом, врач должен проводить разъяснительную работу с родителями и по возможности — с педагогами. Было бы полезно с этой целью приглашать врача–невролога на родительское собрание в детские дошкольные и школьные учреждения или направлять родителей на индивидуальную консультацию к специалистам, чтобы получить необходимые знания и провести психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка.
Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально–нейтрального фона развития и обучения ребенка. Кроме того, родители должны отслеживать эффективность проводимого лечения и сообщать о его результатах неврологу, психологу, педагогам. Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов, осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное единодушное воспитание и обучение гиперактивного ребенка, что способствует реализации потенциала ребенка и снижению его эмоционального напряжения.
Если у вас возникли вопросы, вы можете позвонить на «горячую линию» детского невропатолога по «Телефону здоровья» 211–23–23 в субботу с 13 до 16 часов, анонимно и бесплатно.

Что следует знать родителям гиперактивного ребенка?

Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много труд-ностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок. Другие, устав от бесконечной борьбы, стараются не обращать внимания на поведение ребенка, предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая ребенка поддержки взрослых. Некоторые же родители даже впадают в состояние отчаяния и депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). В то время как с гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый ВЫПОЛНЯЕТ вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было ни криков, ни восторженных интонаций. Полярность эмоций вредна.
Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий. Довольно часто гипер-активные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вообще.
Бывает, что родители, уверовав либо в исключительность своего ребенка, либо в невозможность что–то изменить, выбирают тактику вседозволенности, и ребенок начинает манипулировать взрослыми.
Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные.
Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Родители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом помой руки и приходи за стол...». А лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.
В случае, если родители считают, что какую–то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, родители должны быть очень последовательными при исполнении наказаний. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а любой неожиданной «эмоциональной бури».
Если ребенок громко кричит, мож-но вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему интересную игру. В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иног-да лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. К примеру, если ребенок смотрит телевизор, а родители считают, что ему пора спать, можно сказать ему: «Через десять минут мы выключает телевизор. Хорошо».
Такие дети очень быстро утомляются. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей, избегать шумных компаний и криков.
Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня — тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же известное ребенку время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил, не менее десяти часов (в зависимости от возраста).
По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему ребенку израсходовать избыточную энергию, записывают его в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка.
Хорошо, когда ребенок занимается, например, плаванием, бегом, танцами. Нo бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к занятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные с родителями занятия принесут ему гораздо больше пользы.
Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
Кроме того, гиперактивный ребенок должен постоянно наблюдаться у невропатолога, своевременно проходить курсы реабилитации, массажа, ЛФК и санаторно–курортное лечение.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна долж-но соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скопления людей.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гипер-активности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Корректно анализируйте недостатки поведения ребенка. Гиперактивность неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Подготовила Светлана БЫЧКОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.