Общение должно быть эффективным

Невозможно представить нашу жизнь без обмена информацией, то есть без общения с другими людьми. Но, несмотря на то что общаемся мы всегда и везде, все же не каждому дано общаться эффективно, то есть достигать поставленных целей.

Наиболее распространенная причина неэффективного общения заключается в том, что многие люди считают, что умеют точно выражать свои мысли, тогда как другие просто не умеют слушать. И наоборот. В результате возникает недопонимание. А важная информация так и остается невыясненной.
Если вы решили отказаться от неэффективного общения, то помните, что говорящему человеку необходимо почувствовать себя услышанным и понятым. Идеальный вариант — если вы выслушаете говорящего с определенной долей сочувствия. Вам следует показать, что вы воспринимаете сказанное без осуждения. Необходимо продемонстрировать, что понимаете, как представляется ситуация вашему собеседнику, даже если ваша позиция в данном вопросе иная.
Иногда следовать такому подходу сложно, но если вы сумеете овладеть этим приемом, то обнаружите его положительные свойства. Вы, с одной стороны, сможете успокоить другого человека, если он нервничает или раздражен. С другой стороны, обсуждение ситуации пройдет в более спокойной обстановке. И, наконец, это сделает вас более общительным.
Еще один ключевой принцип эффективного общения — сосредоточиться на предмете разговора. Не позволяйте себе уходить в сторону, отвлекаясь на особенности говорящего. Напоминайте себе, что необходимо слушать то, о чем говорит человек и что составляет предмет разговора. Если разговор все же уходит в сторону, то, задавая подходящие вопросы, вы можете вернуть его к исходному предмету.
Также важно научиться относится к собеседнику уважительно. Вас не должна засосать трясина взаимных оскорблений и упреков. Напротив, вам следует заострить внимание на необходимости слушать и слышать друг друга. Если человек, с которым вы спорите, скажет: «Вы — ничтожество», то постарайтесь понять его гнев и раздражение. Вернитесь к предмету спора, сказав что–нибудь вроде: «Похоже, ситуация вас действительно беспокоит. Что бы вы хотели в связи с этим предпринять?». Иными словами, старайтесь контролировать свои эмоции, поднимитесь на более высокий уровень. Это поможет быстрее вернуться к конструктивному обсуждению вопроса.
Помимо вышеперечисленных принципов общения существуют и другие. К примеру, в процессе общения необходимо внимательно слушать собеседника и не делать оценок, побуждая вашего визави вести себя так же. Необходимо высказывать свое мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают. Следует отметить то, что вы не поняли или в чем не уверены, так как оставшееся непонимание может порождать новое непонимание. Можно использовать неречевые средства для поддержания разговора: улыбаться, если можете, склоняться к говорящему, смотреть в глаза собеседнику.
Эффективное общение — ключ к решению многих проблем и конфликтов. Поэтому, кем бы ни был ваш собеседник и какие бы серьезные и сложные темы вы ни затрагивали, помните, что достижение цели и успех находятся в ваших руках.

Татьяна НЕСТЕРЕНКО, психолог городского центра медицинской профилактики

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.