Хоровод из сотни персон

Фольклорные коллективы из Новосибирска «Лад» и «Ростань» были приглашены на юбилейный — Пятый Международный — фестиваль национальных традиций «Мировая деревня», который проходил в августе в поселке Рощино под Санкт–Петербургом. Всего там собралось около 400 участников из России, Латвии, Литвы, Украины, Узбекистана, Тувы.

Кивера, позументы, штыки, барабаны. На рощинском стадионе гарцуют гусары и выстраивается пехота. Празднуют победу в войне 1812 года. Декламируют Дениса Давыдова: «Я люблю кровавый бой, я рожден для службы царской». Юбилейный фестиваль, совпавший с 60–летием Победы, посвящен военно–патриотической теме и проходит под девизом «Недаром помнит вся Россия». А до этого были «Яблочный спас» и «Мировая свадьба», на которой венчали мест-ную пару по всем правилам обрядового искусства.

Этнические фестивали проводятся у нас по всей стране. Так, в Москве проходит «Фольклор без границ», в Кишиневе «Этно–джаз–трио». А на Телецком озере Алтая прижился фестиваль этнических искусств «Живая вода». Но если такие мероприятия привлекают в основном артистов и музыкантов, то в «Мировой деревне» собираются люди, связанные с историей провинции. Ведь предмет их интереса — устное народное творчество, обычаи деревни. «Нас интересует не самодеятельность, не «развесистая клюква», а подлинная народная традиция», — подчеркивает директор фестиваля Татьяна Вершинина. «Причастность к мировой семье народов» журналисты заметили уже на первом фестивале «Мировая деревня».

«Культурное наследие сохраняет не город с его агрессивной средой, а деревня, провинция», — убеждена идеолог и директор фестиваля Татьяна Вершинина. Прожив в провинции, а именно в Новосибирске, 17 лет, она вернулась в родной Питер. На канале «Культура» стала вести цикл передач «Письма из провинции». Тогда и возникла идея фольклорного фестиваля, который проходил бы в условиях ландшафтной среды и показал, как она задумывала, «людей, сохраняющих чистоту, самобытность, единство с природой». Поселок Рощино, где прошло детство Татьяны, словно того и ждал. Уютно пристроившись на берегу озера, под соснами и дубками, он живет неторопливо, размеренно, городу на пятки не наступает, урбанизацией не страдает. Разводят здесь лошадей, небезызвестный Александр Невзоров (автор «Чистилища», а также цикла телепередач «Лошадиная энциклопедия») держит конный завод, увлекается верховой ездой. Издавна здесь
селились бок о бок русские, финны, карелы, шведы, немцы, пока их не разогнал отец народов. Теперь без них не обходится «Мировая деревня». Она родилсь в 2000–м году, на стыке тысячелетий, когда наступление новой эры обострило понимание того, как важно сохранить душу народа.
По всему стадиону раскинулась ярмарка ремесел: посуда, бусы, платки, обереги, домовые из разных уголков России. Узбеки варят плов. Тут же пасутся лошади. Затеваются кулачные бои. Узбекский канатоходец Сактай Камилов танцует на высоте 15 метров. Следом карабкается его трехлетний сынишка и повисает вниз головой над остолбеневшей толпой. Этой династии около трехсот лет. Начиная учить детишек ходить, растягивают над полом веревку...
Для участников «Мировой деревни» национальная культура, народные традиции — не хобби, но наука. Так, предметом исследования петербургской ассоциации военно–исторических клубов, представители которой открыли фестиваль, стали военные события различных исторических эпох. Ученые, они же артисты, реконструируровали, например, сражение под Ватерлоо или Бородинскую битву. Фольклористы из Мурманска и Курска, Новосибирска и Симферополя привезли в Рощино рекрутские, солдатские, гражданские песни. А заодно хороводные, обрядовые. Такие не услышишь в городах. Эти люди знают, откуда их корни. Каждый год они ходят в экспедиции, собирают фольклор, разыскивают аутентичные костюмы и инструменты, сами тоже шьют — в точном соответствии с местом и эпохой. «У нас нет ничего случайного, — демонстрирует свой костюм ведущая саратовского ансамбля «Забава» Ирина Красильникова. — Вот эти узоры по подолу — знак земли, засеянного поля. Бусы — оберег для женского тела, которому предстоит рожать детей. Кичка — головной убор замужней женщины, а сетка с серым жемчугом на ней означает, что она поймала мужчину в сети».
В раскрепощенной ярмарочной атмосфере не смолкают песни. Этих людей не надо просить петь — они поют всегда. С песней ложатся, с песней встают. «Сначала мы пугались, когда из кустов выскакивали мужики с гармошкой, а потом привыкли», — посмеиваются местные девушки. «Вдоль по морю синему», — выводит многоголосье многолюдного хоровода — самого главного действа фестиваля, завершающего праздник на стадионе. Ведет его вице–президент Российского фольклорного союза, основатель новосибирского фольклорного коллектива «Лад» Вячеслав Асанов. Он руководит рисунком хоровода, смыкает и размыкает круг. К действу присоединяются все новые и новые участники. Около ста человек идут по кругу — курсанты, казаки, пахари, девки и бабы в русских сарафанах, рощинская молодежь, ребятишки с бабушками. «Танцем хоровод никогда не был, — излагает свое понимание главной фестивальной традиции Татьяна Вершинина. — Это форма единения людей, которым необходимо чувствовать друг друга. Когда одна рука держится за другую, по кругу передается тепло, оно охватывает всех».
Смеркается, и народ перетекает в Дом культуры на вечерку. Там принято пускать по кругу братину — специальную посудину с медовухой. Если тебя позвали в круг, значит, оказали знак особого душевного расположения. Юрий Чирков, руководитель «Братины» — казацкого коллектива из Ленинградской области, хлопает себя по лбу: «А братину–то мы забыли!» Выход найден: на рынке куплен арбуз, из него вырезана сердцевина, в импровизированную лохань налит напиток, праздник входит в зенит. Время за полночь, а народ не расходится. Сейчас еще и купаться пойдут. Ночи в Рощино теплые.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.