«Нагружать все больше нас стали почему–то...», Или школьная жизнь с изнаночной стороны

Вот и начался учебный год. И хотя времени прошло совсем немного, но наши дети уже почувствовали всю степень нагрузки, которая является неотъемлемой частью учебного процесса. Однако у каждого явления, как известно, есть свои плюсы и минусы.

Не подлежит сомнению тот факт, что учителя стараются максимально хорошо подготовить детей ко взрослой жизни, которая с каждым годом все более ужесточается и предъявляет не менее жесткие требования к «новобранцам», вступающим в нее: знание на ура компьютера, иностранного языка, умение эффективно общаться и пр. За всем этим обилием обязательных умений и навыков мы почему–то забываем о не менее важном факторе будущего благополучия ребенка — психологическом здоровье. Трудно не согласиться с мнением специалистов НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ которые в результате исследования психологического здоровья школьников пришли к заключению о том, что « вклад факторов школьной среды в неблагоприятную динамику здоровья школьников составляет не менее 20 процентов».
Однако следует отметить, что в последние годы данная динамика имеет тенденцию к нарастанию. Установлено, что степень интенсификации учебного процесса, увеличение объема учебной нагрузки влияет на количество так называемых «школьных болезней», куда входят повышенная тревожность, неврозы, депрессия, дезадаптация и т. д. Уже в первом классе у 54 процентов детей наблюдается отчетливый рост отклонений в психологическом здоровье, проблемы со зрением возникают более чем у 50 процентов, заболевания органов пищеварения — у 30 процентов, нарушения осанки и стопы — у 38 процентов. Не правда ли, подобные цифры удручают, даже несмотря на тот факт, что нашим детям дают качественные знания? По данным все того же НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, психологические отклонения чаще всего формируются у первоклассников (в период адаптации к школе) и старшеклассников (в связи с увеличением объема учебной нагрузки). Однако учебная нагрузка у первоклассников с каждым годом все более возрастает, что, соответственно, влияет на возникновение дополнительных факторов риска. В свою очередь, анализ индивидуальных данных показывает, что наиболее существенное снижение психологического здоровья чаще всего встречается у тех детей, которые кроме учебных занятий, имеют дополнительные нагрузки в виде занятий музыкой, иностранным языком, рисованием, спортом и т. д. Поэтому, всестороннее развивая своего ребенка, необходимо помнить о его душевном благополучии, нарушение которого, к сожалению, не так явно дает о себе знать, как, например, соматическое заболевание. Как известно, самый опасный враг способен долгое время оставаться незаметным, но его удар бывает более коварен.
Что же можно посоветовать родителям в условиях, когда школы все больше и больше ускоряют гонку за знаниями? Наверное, все знают о том, что существует такое понятие, как «здоровый сон», однако, по данным статистики, более половины школьников не досыпают от 30 минут до 2,5 часов в сутки. А нехватка только получаса сна снижает работоспособность ребенка на 30 процентов. Проблема усугубляется еще и тем, что необходимость пребывания ребенка на свежем воздухе составляет не мене 2,5 часов в день, но, к сожалению, лишь 8 процентов школьников позволяют себе (или получают разрешение от родителей) выйти на улицу. Основное временной отрезок пребывания на свежем воздухе укладывается в рамки «дом–школа; школа–дом», чего явно недостаточно для пополнения энергетических запасов ребенка, а наверстать все за половину выходного дня, отведенного для отдыха, невозможно, так как биологические часы работают в своем, не зависящем от наших желаний и возможностей, ритме.
Таким образом, соблюдая для начала хотя бы эти два нехитрых правила, можно немного помочь своему ребенку пережить тяжелое для его психологического здоровья время.

Татьяна ЗАЙКОВА, психолог

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.