Неправильная парковка = незаконная эвакуация?

«Я, и, думается, очень многие автолюбители испытывают ШОК, когда обнаруживают, что машина угнана. Это случилось 14 мая 2005 г. на Вокзальной магистрали, 16. После звонка в «02» и передачи информации о краже автомобиля, через 5 минут я получил сообщение, что машину, оказывается, угнали работники ГАИ на штрафную стоянку по ул. Нижегородская, 272...»

Так начинается письмо в редакцию «НН» новосибирца, кандидата наук Юрия Попова, лишившегося на время автомобиля за нарушение правил парковки.
По его личным наблюдениям, сотрудники ГИБДД наказывают исключительно владельцев отечественных, недорогих автомобилей. Состоятельные автовладельцы остаются безнаказанными, поскольку инспекторы боятся брать иномарки, особенно дорогие — можно нарваться на «крутого».
Юрий Попов считает, что инспектор превысил полномочия, поскольку его «москвич» не препятствовал движению транспорта на Вокзальной магистрали. «По мнению работников ГАИ, моя вина состояла в том, что я припарковал автомобиль не совсем параллельно дороге, но главным для них было другое — машина стояла в «кармане» у ступеней (т.е. абсолютно никому не мешала), а это очень удобно для подъезда эвакуатора». Таким образом, делает выводы автор, главным критерием на эвакуацию для инспекторов служит не реальная потребность в расчистке улиц от брошенных на дороге машин. Просто «мой автомобиль оказался самой легкой добычей для ГАИ».
Еще более возмутил заявителя запутанный механизм возврата автомобиля со штрафстоянки.
Сотрудник штрафстоянки потребовал от Попова документ с подписью начальника ГИБДД Ленинского района Сергея Подлетина. Последний заявил Попову, что его подпись не требуется — акт следует оформить в Железнодорожном ГИБДД. Повторный визит на штрафстоянку закончился для Попова плачевно — работник стоянки вновь потребовал, чтобы на акте стояла подпись начальника Ленинского ГИБДД. Юрию Попову вновь пришлось ехать с Нижегородской, 272 в Ленинское ГИБДД и упрашивать начальника подписать акт. После длительных мытарств Юрию Попову все–таки вернули машину.
«Почему у разных подразделений ГАИ, кто забирает машину, кто ее охраняет, и кто разрешает выдать — противоположные инструкции, от которых у законопослушных граждан волосы встают дыбом?» — задает вовсе не риторические вопросы автовладелец.
«Услуги» эвакуатора и штрафстоянки обошлись Попову в 586 рублей. Вконец измученному автовладельцу сотрудник стоянки выдал почему–то единый чек, хотя служба эвакуации — частное предприятие, а стоянка — предприятие муниципальное. Но это уже компетенция фискальных органов, а не ГИБДД.
Юрий Попов расценивает наказание как чрезмерное, а действия работников ГАИ как неадекватные и несправедливые. «Это имитация, видимость работы по обеспечению безопасности движения, больше это похоже на разновидность бизнеса».
«У меня возникают серьезные сомнения в законности действий работников ГАИ. Каким законом за парковку машины, которая никому не мешала, без решения суда разрешено забирать мою собственность?»

Паркуйся правильно — проблем не будет

Нареканий от водителей по поводу принудительной эвакуации автомобилей поступает довольно много. За комментариями «НН» обратились к начальнику отделения административной практики и дознания облУГИБДД Михаилу САФОНОВУ.

– Михаил Геннадьевич, довольно часто звучат обвинения, что принудительная эвакуация автомобиля — деяние незаконное, антиконституционное, поскольку без суда ограничивает права собственника...
— Мы осуществляем свою деятельность на основе постановления правительства РФ N№759 от 18 декабря 2003 года «Об утверждении правил задержания транспортного средства (ТС), помещении его на стоянку и временного хранения, а также запрещении эксплуатации». Оно вступило в действие с середины 2004 года. В развитие постановления правительства вышел приказ МВД РФ N№187 от 19 марта 2004 года, который более детально регламентирует вопросы запрещения эксплуатации и задержания ТС и устанавливает образцы нормативных документов, которые сотрудники ГИБДД составляют при задержании автомобиля. Кроме того, вышло постановление губернатора Новосибирской области N№399 от 23 июня 2004 «О размерах платы за транспортировку и хранение ТС». Постановлением мэра Новосибирска был утвержден перечень специализированных муниципальных стоянок, которые осуществляют хранение задержанных ТС. Сейчас их в городе четыре.
— За какие грехи инспектор может отправить автомобиль на штрафстоянку?
— Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) РФ причинами задержания и принудительной эвакуации ТС являются: управление без документов; в состоянии опьянения; отказ от прохождения медосвидетельствования; управление технически неисправным ТС (неисправны тормозная система, рулевое управление, тягово–сцепное устройство); нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание помех для движения других участников движения.
Процедура задержания ТС за нарушение правил парковки производится таким образом. Инспектор выявляет машину, которая мешает движению. Если владельца не удается установить — его нет поблизости, инспектор вызывает эвакуатор и приглашает понятых — прохожих, водителей, то есть это незаинтересованные люди. В присутствии понятых делается опись внешних повреждений. Если салон открыт, его закрывают и опечатывают, чтобы затем не было претензий по сохранению имущества в салоне и в багажнике автомобиля. Все данные об автомобиле за подписью понятых заносятся в протокол задержания ТС. Затем автомобиль ставится на эвакуатор и увозится на стоянку.
— Гражданин Попов считает, что его машина никому не мешала...
— По статистике 99,9% нарушителей правил парковки, чьи машины были эвакуированы, утверждают, что их машина никому не мешала, даже в случае, когда автомобиль был брошен поперек проезжей части или во втором ряду.
— По каким критериям инспектор определяет, что данная машина реально мешает движению и подлежит эвакуации?
— Нормативными актами такие критерии не определены. Инспектор основывается на личном опыте и оценивает оперативную обстановку на конкретном участке дороги. Он видит, что из–за неправильно припаркованной машины образуется заторная ситуация, например, не может проехать троллейбус, трамвай. Либо автомобили из правого ряда вынуждены перестраиваться во второй ряд, в результате чего создается аварийная ситуация или пробка. Тогда он вызывает эвакуатор.
— Получается, что судьба неправильно припаркованной машины полностью находится в руках инспектора...
— Поверьте, мы эвакуируем только те автомобили, которые реально мешают движению. На мелочи нам распыляться некогда, работы и без того хватает. Каждый водитель видит, что творится в центре. И сами же водители страдают, мучаются в пробках из–за действий нарушителей правил парковки.
Если водитель паркуется с нарушениями ПДД, он должен быть готов к тому, что его автомобиль окажется на штрафстоянке. И вовсе не потому, что инспекторы стремятся злоупотребить своей властью. Дело вот в чем. Допустим, вы приехали рано утром к офису и припарковали автомобиль под углом, а не параллельно проезжей части. За нарушение правил стоянки вам полагается штраф. Эвакуации ваш автомобиль не подлежит, поскольку он не препятствует движению транспорта — утром автомобилей мало. Но спустя час, когда многие горожане отправились на работу на своих машинах, ваш автомобиль встал на их пути. Он загородил крайний правый ряд проезжей части. А спустя еще какое–то время рядом с вашим неправильно припаркованным автомобилем во втором ряду произошло ДТП (возможно из–за вашей же машины). В итоге движение на данном участке окажется полностью блокировано.
— Насколько справедливо нарекание, что сотрудники ГИБДД эвакуируют только российские недорогие автомобили, ведь закон для всех един?
— Мы не делаем различий ни по маркам автомобилей, ни по их престижности или цене. Стоит отметить, что эвакуацию ТС осуществляет не ГИБДД, а эвакуационные службы, имеющие договоры с облГУВД. В настоящий момент только две организации работают с ГАИ — СПАС–001 и Гранд Авто. Это коммерческие структуры, но работают они по фиксированным тарифам и несут полную материальную ответственность за сохранность автомобилей.
У эвакуаторов есть определенные технические ограничения, как по массе, так и габаритам груза. Не каждый эвакуатор способен взять на борт, например, большой внедорожник. В автопарке служб есть эвакуаторы, которые грузят автомобиль с использованием стрелы–погрузчика, но большая часть используемых эвакуаторов оснащены лебедкой. Грузить лебедкой автомобиль, оснащенный автоматической коробкой передач, нельзя — можно сломать коробку.
— Что делать водителю, лишившемуся таким образом автомобиля? Почему Попову пришлось «нарезать круги» от ГАИ к стоянке? Неужели нельзя прописать четкий механизм возврата машины?
— Такой механизм есть и он действует. Мы разобрались в ситуации с Поповым и выяснили, что сотрудник штрафстоянки действовал неправильно. Информацию мы передали его руководству для последующего дисциплинарного взыскания (штрафстоянки — это муниципальные предприятия, они нам не подчиняются).
Если вы не увидели свой автомобиль на ранее припаркованном месте, то, разумеется, звоните в милицию по телефону «02». Там вам сообщат, что ваш автомобиль был отправлен сотрудниками одного из подразделений ГАИ на штрафстоянку. Вам назовут адреса подразделения и штрафстоянки. (Сразу же запишите эти сведения, чтобы не забыть).
Но на штрафстоянку спешить не следует. Нужно ехать в районное подразделение ГИБДД по месту жительства. Там вы заполняете заявление и ставите отметку об отсутствии задолженности по штрафам. Если же долг есть, то оплачиваете штрафы, а затем вновь едете в райГАИ за отметкой. С этим документом отправляетесь в то подразделение, инспекторы которого произвели принудительную эвакуацию вашего автомобиля. В данном подразделении вы показываете отметку из райГАИ об отсутствии долгов по штрафам, получаете протокол задержания вашего ТС и ставите подпись у начальника подразделения ГАИ. Только подпись начальника служит основанием для возвращения вам автомобиля со штрафстоянки.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.