Утро французского аккордеона

Новосибирская филармония начала сезон необычной программой. Именно в этот день меломаны открыли для себя новое имя — аккордеонист Владимир Никулин. Он представил премьеру программы «Вечер французского аккордеона». Это около трех десятков произведений легкой музыки — вальсы, джазовые композиции, пьесы в стиле «мюзет».

— Давай соберемся, погуляем, гармошку свою захвати, — предлагают Владимиру Иванычу криводановские соседи.
— Ну, давай погуляем, — отвечает он в том же духе. — Захвати свой сварочный аппарат, железяки поварим. Или сядем на «Камаза» на твоего и покатаемся.
— Ну ты сравнил!
Аккордеон, воспринимаемый народом как свадебная гармошка, в руках у Владимира Никулина становится изысканным инструментом аристократов. Веет от него ветрами Елисейских полей и Монмартра. Музыкант никогда не был в Париже, на родине «мюзета». Но передал дух ностальгической музыки, обманчиво легкой и неуловимо томительной. Около трех десятков пьес Фросини, Ларканжа, Гальяно, Музикини и других мастеров легкого жанра, самая длинная из которых длится всего шесть с половиной минут, исполнены на одном дыхании, будто аккордеон, как заводной апельсин, работает сам по себе.
В объеме «полнометражного» концерта такую музыку никто в нашем городе на аккордеоне не исполняет. Но премьерой ее можно назвать только в отношении искушенной публики Новосибирска. До этого музыкант обкатывал пьесы в области и сибирских городах. В День города на фестивале «На ступенях» впервые предстал перед новосибирцами с сольным номером из будущей программы, которую и обещал показать в конце лета.
Владимир Никулин говорит, что его никогда не устраивал уровень собственного исполнения. Впрочем, это требование к любому представителю творческой профессии и условие его развития. «Иначе твоя игра станет никому не интересна, — констатирует музыкант. — Тогда лучше оставить инструмент». Но совсем по другой причине он оставлял инструмент, не извлекал его из чехла. Всерьез задумывался, а не оставить ли музыку. Случилось это отнюдь не в том возрасте, когда юноши обдумывают житье. Тот решающий для самоопределения год 2004–й предварила достаточно насыщенная музыкальная биография, в которой с переменным успехом спорили два главных инструмента его профессии: баян и аккордеон.
Баяну были отданы музыкальная школа и три курса прокопьевского музыкального училища. Окончил училище (причем, с красным дипломом), как и консерваторию, по классу баяна. Этот кнопочный механизм сулил более удачное практическое применение. Нот для аккордеона в самой культурной стране мира было не сыскать. Баяну он не соперник. До определенного момента.
А далее в судьбе Владимира Никулина три раза повторяется сказочная цифра. Семь месяцев он плавал по Южной Корее на круизном теплоходе в составе музыкального трио. Наконец–то, через четверть века разлуки, у него в руках снова оказался любимый инструмент. Став лауреатом регионального конкурса «Кубок Сибири» (2002 год), в следующем году — международного конкурса имени Маланина, он, вместо того чтобы воспарить на крыльях, так сказать, успеха, сложил их подобно уставшей птице. На целых семь месяцев. В третий раз цифра семь обнаружила себя в нотном стане, открытом на чистом листе. Семь нот должны были воплотиться совершенно в новой ипостаси.
Решающим оказался звонок из бийского музыкального училища с просьбой о сольном концерте в рамках Рождественских встреч. В запасе было всего полтора месяца. Никулин сказал себе: если удастся восстановить профессиональную форму, подготовить программу, то она должна стать принципиально иной, чем все, что он до этого делал. И если она получится — значит, тому быть.
— Мне пришлось ломать себя, освобождаться от прежней манеры игры, избавляться от всего народного. Ведь шестнадцать лет отработал концертмейстером народного танцевального коллектива, — вспоминает Владимир Никулин тот год. — И пальцы должны иначе работать, и мышцы иные задействованы, и смысловая нагрузка совершенно другая. В общем, включил паяльную лампу и начал выжигать прежние привычки. Тяжело. Но интересно. Каждый день как откровение...
Откровения не иссякают. Во время исполнения новой программы и старого обещания (данного новосибирцам в День города) было дано следующее. На бис аккордеонист–виртуоз исполнил номера из программы, которую покажет нынешней зимой. Он мечтает, например, открыть публике профессора одесской консерватории Виктора Власова, который, как и его почитатель, в главном тоже проявил себя, будучи зрелым музыкантом.



Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.