Новости в Новосибирске
Главная Политика Криминал Спорт
Город на Оби Культура Здоровье МузоНН
Rambler's Top100 Суббота, 27 апреля 2024г. В Новосибирске 07:21




Птицы не замерзнут на лету

Пословица о хорошем хозяине, который собаку в мороз на улицу не выпустит, не актуальна для новосибирского зоопарка. Более половины животных зимуют в открытых клетках без вреда для своего здоровья. В этом убедились корреспонденты «НН», потратив воскресный день на общение с братьями меньшими.

Все хорошо, прекрасная Матильда

Стужу психологически легче переносить, если рядом — пушистый любимец. Он и пользы приносит гораздо больше, чем горячительные напитки.

Впору задуматься, как застудившие Россию–матушку холода влияют на развитие алкоголизма. Стопарик на морозе — святое дело не только для туристов и геологов. Хотя врачи не рекомендуют. Человек в таком состоянии вроде как не замечает обморожения. Но кому как.
Звери тоже потихоньку приобщаются к спиртному. В ярославском цирке слонов согревают водкой — пять бутылок разбавляют на бочку воды. В ивановском и липецком зоопарках японским макакам ежедневно дают грамм по сто кагора. Зубр и верблюдица, проживающие в зоопарке Нижнего Новгорода, запросто употребляют по 150 граммов огненной воды в день.
В новосибирском зоопарке ничего подобного обнаружить не удалось. Его воспитанников мы застали за иными занятиями. Мама Ира — зоотехник Ирина Бокланова — кормит четырехмесячного верблюжонка Матильду из соски коровьим молоком. По размеру и цвету та соска похожа на вантуз, а дырочка в ней не меньше, чем в дуршлаге. Всего Матильда выдувает по пять литров молока в день. Плюс к тому сотрудники крошат в ведерко салатик из хлеба, морковки, капусты, добавляют оздоровительный «Геркулес», да еще сена дают вволю. Ребеночек на отсутствие аппетита не жалуется, растет веселый и общительный. Ему бы размяться на просторе! Матильду выводят из конюшни на прогулку при температуре не ниже минус 15, а пока приходится резвиться в помещении. Когда выпускают из стойла, озорница мчится по коридору во всю прыть, забавно раскидывая ножки, и вроде как улыбается. Кажется, если не отскочишь вовремя, сметет тебя с пути, как былинку. Но лучше не отскакивать. Матильда резко остановится и, обдав горячим паром, уткнется тебе в ухо. Плеваться она не умеет, и вообще, мухи не обидела. Хочется уткнуться в уютную шерсть и пошептаться о нашем, девичьем.

Даже при температуре за –30 в зоопарк забредают гуляки праздные. В основном это редкие приезжие, которым надо скоротать время до поезда. Но в прошлое воскресенье кроме нас не обнаружилось желающих совершить моцион вдоль клеток. Люди, где вы! Люди — повсюду. Упакованные в ватники и валенки зоотехники, отменив полагающийся для животных еженедельный «голодный» день, развозят питомцам еду в ведрах, дворники энергично расчищают дорожки, бдит контролер на входе и даже несет вахту дежурная в общественном туалете. Директор зоопарка Ростислав Шило на черном «Хаммере» объезжает свои угодья. «Да ничего особенного здесь не происходит, кормим в два раза больше, вот и все», — сердито отметает никчемные расспросы.
«Единственное опасение у нас было за хищных птиц, ведь у них нет теплых домиков, но пока все нормально, — поясняет ветеринар зоопарка Олег Петров. — Для птицы главное — корм; если она сытая, то обмен веществ высок, тогда морозы не страшны. Любые птицы, будь то воробьи или голуби, умирают зимой не от холода, а от недостатка пищи». Ну, пир у зоопарковских пернатых идет горой. Идем вдоль клеток семейства соколиных и наблюдаем одну и ту же мизансцену. Птица, прижав кусок мяса когтистой лапой, сердито всматривается в пришельцев и вдруг, схватив добычу, тяжело поднимается на скрипучую ветку. А до обеда два канюка печально и протяжно переговариваривались друг с другом, будто канючили хоть каплю весны. Они даже не подозревают, что их мелкие собратья нежатся в тепле.
А те не имеют понятия о морозах. Мелких животных и птиц зоопарка еще в октябре, какой бы ни ожидалась зима, переводят в теплые помещения. 60 процентов питомцев благополучно зимуют в открытых клетках. С наступлением морозов, помимо увеличения рациона, добавления живого корма, им усиленно утепляют домики сеном. Есть еще конюшня, где первую зиму своей жизни проводит юная верблюжка Матильда. Кобылы конного клуба Альбина, Пташка, Графиня и Майка косят глазом из стойла на чудного конька–горбунка. Родители неведомой зверушки Малышка и Яша — вовсе не корабли пустыни. Появившись на свет в Северном Казахстане, они прекрасно акклиматизировались к сибирской зиме, живут и здравствуют на воздухе, лишь ночь проводят в закрытом домике. Зоотехник Ирина Бокланова рассказала, что вот уж второй раз мамаша рожает в зиму, хорошо хоть, что до снега. И отказывается кормить новорожденного. «Под личную ответственность берем верблюжонка на искусственное вскармливание, — говорит Ирина. — Взрослое животное может жить на улице легко, а маленький замерзнет. Пришлось нашу лошадку отдать в другой конный клуб, чтобы освободить для Матильды место в конюшне». В открытый загон ее переселят не раньше мая. Следующуя зима ей будет нипочем.
В этот угрюмый льдистый день, когда лето бывает лишь в книжках, вдруг подумалось, почему в нашем зоопарке нет пингвинов? Ведь даже тигры со львами чувствуют себя в сибирской стуже как рыбы в воде. «Гон у него, интересутется только тем, что движется», — ворчат рабочие на лося, почти не среагировавшегося на разнос пищи. Огромными валунами темнеют посреди снежной пустыни зубры, как зашифрованные знаки на листе графика–минималиста. Лигрица Зита пытается охотиться на белку. Та легкомысленно делает пробежку вдоль заграждения, взлетает на сосну, перемещается на верхнюю часть клетки и, вильнув хвостиком, ускользает. Вылитая тигрица, но с окрасом льва, лишь с подпалинами на лапах, Зита с ненавистью провожает белку взглядом и нехотя отходит в угол. Там она замирает перед прыжком и мы, не успевая ничего сообразить, отшатываемся от летящего на нас пружинистого тела. Еле ноги успеваем унести.
Ноги уносят нас к росомахам, рысям, снежным барсам. В сгущающихся сумерках немудрено заблудиться и навеки уснуть в сугробе. Нам отказывают не только конечности, но и орудия труда — замерзает паста в авторучке, садятся аккумуляторы фотокамеры. Глаза застилаются не то слезами, не то дымом. Дымком из трубы действительно тянет — неподалеку от волчьей стаи обнаруживается сторожка лесника. Хозяйки кафе Юля и Олеся, скучающие без посетителей, усаживают нас у камина и отпаивают чаем с лимоном. И даже сторожевой пес Жорик — немецкая овчарка с башкой размером с медвежью — заглянув на минутку в этот рай, не рычит на чужаков, уважая право на сугрев. Люди — существа слабые. Даже нацепив на себя меха и шкуры, не выносят испытания холодами. Не то что львы, орлы и куропатки.

Фото Татьяны Кравченко

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.