Новости в Новосибирске
Главная Политика Криминал Спорт
Город на Оби Культура Здоровье МузоНН
Rambler's Top100 Пятница, 26 апреля 2024г. В Новосибирске 14:44




Пациент — врач: есть контакт!


Нередко бывает, что после посещения врача мы испытываем досаду и на себя, и на него: ну вот, опять не смог рассказать все как есть, спросить о многих столь важных для себя вещах, и доктор тоже хорош, перебивал, не давая высказаться, интересовался совсем не тем, чем, по нашему разумению, был бы должен... Зачастую чувство недовольства от неудачного визита к специалисту накапливается, пока в один прекрасный день мы не заявляем себе решительно и бесповоротно: « Все, больше я в поликлинику — ни ногой! Они там даже выслушать по–нормальному не умеют!». В лучшем случае этот «бунт» длится до первого недомогания, после чего скрепя сердце мы все же идем к «невоспитанным» участковым эскулапам либо, если позволяют средства, отправляемся к специалистам–частникам. В худшем — острая обида на врачей и желание выговориться толкают «в объятия» не очень грамотных, зато душевных знахарей.

ВРАЧ СПРАШИВАЕТ — БОЛЬНОЙ ОТВЕЧАЕТ

А между тем нередко сам пациент виноват в том, что полноценного диалога с медиком не получается. Всегда надо помнить, что кабинет участкового врача или узкого специалиста — не место для развернутого описания всей своей предшествующей этому визиту жизни. Ваша задача — четко и сжато описать свое заболевание. Причем необходимо говорить все как есть и, если вы боитесь, что у вас рак, не утверждать, что пришли «просто на осмотр», а в случае каких–либо интимных проблем не ссылаться на «непонятные усталость и слабость». Умалчивая об истинных причинах посещения врача или что–то недоговаривая, вы тем самым только сами себе вредите.
Для составления правильной картины заболевания различные специалисты используют одни и те же приемы, задают одни и те же вопросы. Зная об этом, можно заранее подготовиться к тому, чем доктор будет интересоваться. В большинстве случаев в конспективном виде основные вопросы выглядят как «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».
Итак, после приветствия, как правило, звучит неизменное: «На что жалуетесь?». Чтобы было легче сформулировать основную жалобу, представьте, что она — название истории о вашем недуге и должна отвечать на первые два вопроса «что?» и «где?». Например, «у меня болит голова», или «у меня болит живот с правой стороны».
После этого следует «когда?» — «когда это началось?», «когда вы чувствовали себя хорошо в последний раз?» и «как долго это продолжается?». Затем врачу, скорее всего, захочется узнать, как развивалась ваша болезнь с первых проявлений до сегодняшнего дня. Во время своего повествования важно не увлечься и не перейти на не относящиеся к делу подробности. Особенно это касается следующего этапа, когда от настоящего времени специалист захочет перейти к прошлому и станет расспрашивать вас о том, чем вы болели раньше, включая детский возраст.
Говоря о том периоде, кратко и четко сообщите о перенесенных заболеваниях, о том, как часто болели ОРЗ, ангиной, обо всех госпитализациях, о медикаментозном лечении и случаях аллергии. Кстати, упомянув аллергию на лекарства, опишите ее проявления, так как зачастую такие реакции, как тошнота, рвота и звон в ушах, являются побочными действиями иных медикаментов. Не забудьте перечислить (но без своих комментариев и ненужных отступлений) все препараты, которые вы принимали, включая болеутоляющие, слабительные, витамины и пероральные противозачаточные лекарства. При полном медицинском обследовании вопросы врача могут касаться вашей семьи, работы, вредных привычек, перенесенных стрессов, половой жизни. Все они, порой очень личные, имеют важное значение для точного определения диагноза, поэтому здесь важно, не вдаваясь в детали, дать ясный и конкретный ответ по существу заданного вопроса.
Проводя полное медицинское обследование, доктор обычно старается выяснить, как работают органы и системы организма, задавая в этом случае по каждой из них стандартные вопросы.

КОГДА СПРАШИВАЕТ ПАЦИЕНТ

Естественно, не только врачу хочется услышать от нас ответы «по делу». Не меньше и пришедшие на прием желают получить разъяснения о непонятных для простых смертных деталях лечения. Чтобы не отнимать понапрасну драгоценное время приема, рискуя вызвать благородный гнев других бедолаг, сидящих в ожидании своей очереди за заветной дверью, составьте заранее полный список всех интересующих вас вопросов. Во время беседы коротко записывайте полученные ответы. При этом не стесняйтесь уточнять что–то, оставшееся для вас непонятным: «как принимать лекарство — до еды или после?», «сколько времени держать компресс?», «когда можно будет принимать ванну?» и так далее. Особенно подробно стоит выяснить все, касающееся приема медикаментов: нужно ли пить лекарство постоянно или только до момента улучшения, что делать, если вдруг возникнет какая–либо реакция на препарат, как быть, если режим работы мешает принимать его через определенные промежутки времени... Если вы не согласны с предложенной схемой лечения и не собираетесь ее выполнять так, как рекомендует врач, скажите ему об этом откровенно. В конце концов, курс лечения зачастую можно изменить так, чтобы больному было удобно его придерживаться. Не стремитесь быть «идеальным пациентом»: будьте настойчивы, пока не получите ответы на все свои вопросы и не разрешите все свои сомнения.

КАКИЕ ВОПРОСЫ НАДО ЗАДАВАТЬ ВРАЧУ, ПРИДЯ НА ПРИЕМ

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
— Чем я болен?
— Это распространенное заболевание?
— В чем суть этой болезни?
— К чему она может привести?
— Что означают эти слова (специальные медицинские термины)?
— Может ли это быть каким–то другим заболеванием?
— Насколько это вероятно?
— Что мне делать дальше?
— Каковы преимущества, риск и стоимость каждого вида обследования и лечения?
2. ЕСЛИ ВРАЧ ПРЕДЛАГАЕТ СДАТЬ АНАЛИЗЫ
— Что мы узнаем по этим анализам?
— Насколько они неприятны?
— Надо ли мне специально готовиться?
3. КОГДА ПРЕДЛОЖЕНО МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
— Чем мне поможет это лекарство?
— Имеет ли оно какие–нибудь побочные действия?
— Есть ли у этого препарата аналоги, какой из них самый дешевый?
— Может ли это лекарство плохо взаимодействовать с другими препаратами или с пищей, алкоголем?
— Что мне ожидать в ближайшее время? Через несколько месяцев, лет?
4. В СЛУЧАЕ НАПРАВЛЕНИЯ НА ОПЕРАЦИЮ ИЛИ ДРУГИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
— Какова степень риска?
— Как часто это приносит облегчение или приводит к выздоровлению?
— Когда лучше это сделать, почему?
— Можно ли сделать это амбулаторно?
— Как часто вы делаете эту процедуру или операцию?
— Нужно ли за неделю перед процедурой или после нее избегать приема каких–либо препаратов?
— Я бы хотел получить консультацию по этому поводу еще у какого–нибудь специалиста. Кого вы мне посоветуете?
5. ЕСЛИ ПРЕДЛОЖЕНА ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ
— Могу ли я сдать анализы и пройти лечение амбулаторно?
— Каков будет срок пребывания в больнице?
— Какую больницу вы рекомендуете и почему?
— Часто ли в этой больнице проводится такое лечение?
— Могу ли я выписаться раньше и долечиваться дома?
— Что мне следует и что не следует делать дома?
— Когда мне снова прийти к вам на прием?

Подготовила Галина ПЕТРЕНКО

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru





ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.